Методология рейтинга
При отборе участников учитывались российское происхождение бренда, отсутствие связи с ушедшими
зарубежными компаниями, представленность в офлайн-рознице, специализация на взрослом
ассортименте, объем продаж в России (рассматривались компании с оборотом более 50 млн
рублей). Всего были проанализированы 11 показателей.
Данные собирались с помощью анкетирования, аудита розницы брендов, анализа данных информационных
систем финансовой отчетности, а также из открытых источников. Все для того, чтобы выявить
наиболее перспективные, эффективные и динамичные российские бренды.
Рейтинг состоит преимущественно из марок одежды: эту специализацию имеют 389 из 500
рассмотренных участников.
При составлении рейтинга использовались четыре группы критериев
-
Размер бизнеса в России
1.1. Объем продаж продукции бренда в России.
Показатель приводится без НДС. При расчете
показателя учитывались продажи бренда в собственных офлайн- и онлайн-магазинах, а также
через партнеров (дистрибьюторов, маркетплейсы и др.).
1.2. Количество магазинов в России, где продается
бренд. При расчете показателя
учитывались
как фирменная розница, так и мультибрендовые магазины, в которых продается
продукция
бренда.
1.3. Общая торговая площадь фирменной розницы бренда в России.
-
Представленность/доступность бренда в фирменной рознице
2.1 Количество субъектов РФ, где продается продукция
бренда. При расчете показателя учитывалась география фирменной розницы бренда.
2.2. Количество городов РФ, где продается продукция
бренда. При расчете показателя учитывалась география фирменной розницы бренда.
-
Динамичность развития бренда в России
3.1. Рост продаж продукции бренда в России за последний
отчетный период (2022 г. / 2023 г.).
3.2. Рост фирменной розницы бренда в России за 09.2023 г. / 09.2024 г.
3.3. Изменения в географии продаж бренда в России
за 09.2023 г. / 09.2024 г.
3.3.1. Рост количества субъектов РФ, где продается
продукция бренда.
3.3.2. Рост количества городов РФ, где продается
продукция бренда.
-
Эффективность бизнеса в России
4.1. Показатель рентабельности бренда. Рассчитывался как
процентное отношение прибыли от продажи
продукции бренда в России к ее себестоимости.
4.2. Сопоставление показателей рентабельности бизнеса
компании в сравнении со средним
показателем по отрасли.
Методика определения весовых коэффициентов для каждой из групп критериев оценки
фэшн-компании/бренда
Веса отдельных групп критериев рейтинга определяли сами участники путем заполнения специальной таблицы.
Каждой группе критериев они присваивали оценку от 1 до 7, где 1 — совсем не важно,
7 — очень важно. Для получения конечного результата использовались усредненные веса по итогам
анкетирования участников рейтинга (wi).
Веса критериев, полученные в результате анкетирования участников рейтинга, приведены ниже
Методика сбора данных
-
Анкетирование компаний. Анкеты были разосланы крупнейшим российским фэшн-компаниям/брендам.
-
Данные и статистика по фэшн-компаниям/брендам, не заполнившим анкету, были
взяты из их годовых отчетов и отчетов об устойчивом развитии либо из любых
других открытых источников, что обеспечило достоверность сбора показателей, используемых для
построения рейтинга.
-
Позиции в рейтинге компаний/брендов, не заполнивших анкету, были хуже, чем у тех,
которые предоставили данные.
Методика расчета итоговых баллов участников рейтинга
-
Показатели, используемые при построении рейтингов, предварительно подвергались стандартизации для
нивелирования эффекта использования разных единиц измерения.
-
По каждой группе критериев (ri) для каждой компании рассчитывалась оценка:
-
qij — стандартизованная оценка по каждому показателю соответствующей группы критериев,
например q11 – «Объем продаж продукции бренда в России»;
-
qjmax — максимальная стандартизованная оценка по каждому показателю соответствующей группы
критериев среди всех участников рейтинга, подавших анкеты на участие;
-
ni — количество показателей в i-й группе критериев.
-
Итоговый результат рассчитывался путем суммирования баллов участника по отдельным группам
критериев рейтинга с учетом весовых коэффициентов. Формула расчета итогового результата имеет
следующий вид:
-
r1 оценка по группе критериев — «Размер бизнеса в России»;
-
w1 — усредненный вес группы критериев «Размер бизнеса в России».
-
Итоговый результат участника рейтинга содержит итоговую оценку от 0 до 100 баллов.
Критерии отбора брендов — участников рейтинга
-
Российское происхождение
-
Отсутствие связи с ушедшими зарубежными брендами
-
Представленность преимущественно в России